Звукорежиссер Александр Вартанов: «На сегодняшний день в киноиндустрии мы можем конкурировать с Западом только в сфере звука»

На дне открытых дверей «Института звукового дизайна» кинокомпозитор и звукорежиссер Александр Вартанов («Дневной дозор») рассказал об учебной программе курса «Саунд-дизайн», об особенностях работы своих коллег в России, а также дал советы по организации рабочего процесса.


 

VartanovОщущается ли нехватка звукорежиссеров и саунд-дизайнеров в индустрии?

Больше ощущается непрофессионализм. Это при том, что каждый делает свое дело по-своему хорошо, но нет определенного навыка, школы, которая бы позволила им проявить свою индивидуальность.

Мы хотим сделать так, чтобы каждый работал в команде по одной технологии. Каждый сидит и думает, что он придумает все заново, сделает это лучше и в одиночку, но кино — это командная работа, а велосипед уже изобретен. Мы хотим воспитать такие кадры, которые будут работать коллективно и выдавать потрясающие результаты за короткие сроки. При этом они смогут составить здоровую конкуренцию не только в России, но и на Западе, потому что на сегодняшний день мы можем действительно конкурировать с Западом только в сфере звука.

Во время работы над «Дневным дозором», почти 11 лет назад, я делал сведение в формате 5.1. Когда мы отправили материал в Лос-Анджелес и там увидели шестиканальные треки, то очень удивились, поскольку в разведении заключалась работа как раз зарубежных специалистов. Но когда они послушали, что получилось, то попросили именно так его и присылать, потому что все было сделано хорошо. За десять лет мы выросли и знаем, как правильно все организовать и на равных конкурировать с зарубежными студиями.

Какие навыки и умения требуются от поступающих в Институт? Нужен ли им опыт?

От них требуется фанатизм и понимание того, чего они хотят. Человек должен быть способен что-то понимать в звуке и осознавать, для чего он сюда пришел. Лично я — самоучка, и «Дневной дозор» — моя первая работа. Когда я начинал — у меня горели глаза, я хотел делать хорошо и многое изучал. Только поэтому я получил «Золотого орла».

Как много будет практических занятий?

Их будет очень много, потому что науки «Саунд-дизайн» не существует в теории. Все нужно сразу показать. На моем факультете я планирую много сюрпризов, тренингов и процессов, которые будут интересны студентам. Я буду приучать их к реальным ситуациям и показывать, что работа саунд-дизайнера — это не только сидеть и придумывать звук две недели. Все надо делать быстро, качественно, и в сжатые сроки.

Все сессии нужно правильно организовать, чтобы быть гибким на случай, если нужно делать перемонтаж. Он у нас случается всегда, потому что режиссеры, которые снимают кино, до конца не знают, как его монтировать. Этого не избежать, так что нужно быть готовым ко всему.

Нужно, чтобы люди были взаимозаменяемые: если человек заболел, то другому не должно составить труда зайти к нему в сессию и продолжить работу. Это не значит, что они не должны быть конкурентами: просто им нужно помогать друг другу, чтобы постпродакшн не останавливался из-за одного человека.


За десять лет мы выросли и знаем, как правильно все организовать и на равных конкурировать с зарубежными студиями.


Расскажите о вашем рабочем месте: в какой программе работаете и есть ли особенности в оборудовании?

Я в основном использую Nuendo, Cubase, плагины Universal Audio, PC Electronic, а на студии у меня стоит пульт Gemini AMS-NEVE DFC, который используют во ВГИКе и «Менторе», так как у него очень хороший микс.

Я открою вам секрет: «Дневной дозор» я делал на одной карте RME Fireface. В наше время существует определенная грань, ниже которой оборудование не стоит использовать, но и ставить заоблачно дорогие вещи тоже не имеет смысла. Всегда есть конечный итог — студия перезаписи Dolby, где можно что-то подправить и доделать. Задача не в том, чтобы качественно свести, а сделать так, чтобы интересно звучало. Качество придет со временем.
От чего зависит количество человек, необходимых для работы со звуком фильма?

В первую очередь, от сроков. Бывает быстро, качественно и дешево, но не все вместе. Заказчик должен понимать, что кто-то может сделать быстро, но, как показала практика, это будет дорого, потому что результат придется переделывать, и не раз. Заказчики сейчас осознают, что лучше заплатить больше, но быть уверенным в том, что команда не сорвет сроки, сделает перемонтаж вовремя, все грамотно организует, и все можно будет изменить. Это лучше, чем каждый раз обращаться к одному человеку, который сегодня на телефон ответил, а завтра нет, а от него зависит сессия фильма.


Задача не в том, чтобы качественно свести, а сделать так, чтобы интересно звучало. Качество придет со временем.


Как вы планируете совмещать преподавание и основную работу?

Преподавательская деятельность — это некий отдых для меня. Не секрет, что мы больше приобретаем, отдавая. Когда я делюсь чем-то со студентами, я для себя делаю выводы. Когда я рассказываю, я вхожу в раж, натыкаюсь на открытия, на ходу придумываю новые вещи, до которых сам, сидя в студии, никогда бы не дошел.

Как долго вы проводите времени за пультом? И есть ли способы творчески «не перегореть»?

По опыту знаю, работа на износ плохо заканчивается. Всегда нужно завершать рабочий день с чувством, когда ты знаешь, что будешь делать дальше. Если переборщить, то очень быстро сгоришь и будешь работать кое-как, без драйва. В команде достаточно одному человеку начать распускать нюни, и все, все остальные уходят.

В США есть профсоюз звукорежиссуры, который запрещает работать больше восьми часов в день, и если человек перерабатывает, то получает штрафы. И продюсеры, и режиссеры, и все остальные знают, что не могут заставлять работать сверх нормы, потому что это чревато финансовым наказанием. У нас же нет таких профсоюзов: часто сидишь на энергетиках три ночи подряд. Клиент, конечно, доволен, что все сделали, а людям потом надо лечиться.

Потрясающе работает Стефан Альбине, который сотрудничает с Михалковым. Он гораздо суровее, чем режиссер: кричит, забирает телефоны, потому что знает, что потом замучается вычищать звук. Надо дать понять, что звукорежиссер на площадке — это не забитый в угол человек с рекордером, а полноценный член команды, который может давать свои указания группе.

www.cinemotionlab.com

 

Добавить комментарий