Какие элементы истории нужно выбрать, чтобы смонтировать идеальный трейлер

Сценарный портал Save The Cat ― о том, что современные трейлеры часто разрушают историю фильма и как теория Блейка Снайдера поможет этого избежать.

Мы ходим в кино, чтобы ненадолго выпасть из быстрого темпа жизни. По цене входного билета мы можем на два часа погрузиться в выдуманный мир и сопровождать героев в их «путешествии». К несчастью, часто это удовольствие бывает испорчено, когда трейлеры показывают бо́льшую часть этих «путешествий».

Как часто вам приходилось слышать: «Они показали лучшие моменты фильма в трейлере» или «Если вы видели трейлер, то фильм не имеет смысла смотреть»?

Помню, как много лет назад ждал трейлер к новому фильму Сэма Рэйми «Человек-паук 2». И вот я уже с удовольствием смотрел, как один из моих героев мечет паутину, и мне не терпелось узнать, что же с ним будет дальше. Но потом стало происходить что-то странное. Доктор Осьминог положил тело Человека-Паука без сознания на диван жаждавшего мести Гарри. Гарри сорвал маску с супергероя и увидел, что это — его лучший друг.

И хотя я не перестал ждать выхода фильма, напряженный момент, который должен был вызвать сильное удивление, был разрушен. Трейлер показал ключевую сцену истории, ослабил напряжение, которого кинематографисты так усердно добивались.

К сожалению, трейлер второго «Человека-паука» далеко не единичный случай. Кажется, что сегодня трейлеры все чаще раскрывают сюжеты фильмов, у которых еще не было возможности добраться на киноэкраны. Возможно, таким образом студии пытаются создать ажиотаж вокруг своих кинокартин. Может быть, им хочется привлечь зрителя спецэффектами и самыми смешными моментами. Но так трейлеры уничтожают истории фильмов.

Например, трейлер фильма «Терминатор: Генезис» подвергся критике за раскрытие важного сюжетного поворота. Тизер к картине «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» можно считать эффективным в плане создания ажиотажа вокруг истории о соперничестве супергероев, но его трейлер разоблачил интригу третьего акта.

Если мы взглянем на современные трейлеры через призму теории Блейка Снайдера, то увидим, что в них часто выбираются не те биты истории. Например, многие трейлеры включают такие моменты, как «Все потеряно» (All Is Lost) и «Душа во мраке» (Dark Night of the Soul), в которые герой понимает то, что мы должны были узнать на этапе «Установленной темы» (Theme Stated). В некоторых даже изображается «Переход к третьему акту» (Break into Three), в котором мы наблюдаем за финальной битвой персонажа. Но, наверное, самое большое разочарование наступает, если трейлер показывает момент обретения внутренней силы протагонистом, завершающим свое «путешествие».

Зрители знают, что в хорошем сценарии герой обязательно пройдет процесс трансформации и в конце переродится, как бабочка, которая появляется из кокона. Но то, как герой это сделает, должно оставаться загадкой.

Как же смонтировать трейлер, которые создаст ажиотаж вокруг картины и привлечет зрителей (а значит, обеспечит ей хороший бокс-офис), но при этом не раскроет ее сюжет? Ответ кроется в использовании правильных битов, акценте не на броских спецэффектах, а на том, из-за чего зритель захочет болеть за главного героя.

Вот, что говорится в вводной части к «Спасите котика!» Блейка Снайдера и на чем строится эффективный трейлер:

— эффективный трейлер позволяет зрителю увидеть героя на этапе тезиса — до того, как он отправится в путешествие, которое его изменит;

— трейлер показывает очевидные недостатки героя, а также намекает на Заявленную тему — то есть урок, который герой должен выучить;

— часто в трейлере появляется намек на Катализатор, который заставляет героя отправиться в путешествие; поскольку Катализатор толкает героя к сомнениям, нас он тоже может заинтересовать;

— сцены из Размышлений (Debates) также могут подчеркнуть проблему;

— наконец, несмотря на то, что моменты из этапа «Игры и развлечения» должны присутствовать в трейлере (а Блейк говорил, что функция сцен из этапа «Игры и развлечения» — привлечь внимание зрителя к посылке истории, это те «моменты для трейлера», из-за которых зритель захочет посмотреть фильм), лучшие из них надо приберечь на саму картину.

Конечно, многие тизеры и трейлеры следуют этим правилам. В голову сразу приходят картины Дж. Дж. Абрамса, что, пожалуй, не случайно: недаром он верит в то, что сам называет «ящиком с загадкой» — в то, что в сильной истории некоторые биты долгое время остаются скрытыми от зрителей и раскрываются только в самый подходящий момент.

Возьмем, например, трейлер к его фильму «Супер 8». Он дает нам возможность взглянуть на главного героя и его проблемы, понять, что у него конфликт с отцом. Мы знаем, что мальчик предан своим друзьям, но ему нужно найти себя. Авария — это Катализатор истории, она ведет к сценам из этапа «Размышления». Кадры из «Игр и развлечений» обещают посылку истории, но ни один из ключевых поворотов или ключевых моментов не раскрыт. Поэтому фильм и его посылка интригуют, заставляют зрителей захотеть увидеть больше.

У другого фильма Абрамса, «Стартрек: Возмездие» трейлер строится по тому же принципу. Мы видим сцены на звездолете «Энтерпрайз» и слышим голос капитана Пайка, наставляющего Джеймса Кирка: «В тебе есть сила, но нет ни капли смирения». Звучит, как Заявленная тема: Кирк должен усвоить этот урок. «Ты думаешь, что никогда не ошибешься, но однажды наступит момент, когда ты поймешь, что заблуждался», — продолжает Пайк. На экране проносятся сцены, представляя нам героев: очевидно, что это именно то, что случится с Кирком и его командой. Нам также показывают антагониста истории Хана, показывают некоторые моменты из этапа «Игры и развлечения», но опять же, ни одного ключевого момента не раскрывают. Закадровый голос злодея в финале спрашивает: «Есть ли что-то, чего ты не сделаешь ради своей семьи?» И так мы словно вовлекаемся в приключение, так как каждый из нас может идентифицировать себя с Кирком и вступить в борьбу, которая его ждет.

И, наконец, трейлер к фильму Абрамса «Звездные войны: Пробуждение силы». Его открывают кадры с главной героиней, показанной в привычном для нее мире на этапе тезиса. Мы слышим закадровый голос, который спрашивает: «Кто ты?». Быстро познакомившись с Рэй, мы чувствуем, что в ее жизни есть какие-то проблемы и хотим, чтобы она изменилась. Другой протагонист, Финн, понимает, что его готовили к выполнению определенной цели в жизни, но он не знает, за что ему бороться (и тут мы видим хороший пример того, что состояние застоя для героя равносильно смерти). Нам показывают, что появился новый злодей, а также делают отсылки к оригинальной трилогии, давая возможность взглянуть на моменты из этапа «Игры и развлечения» и понять, что этот фильм продолжает цикл «Звездные войны». Так Хан Соло говорит: «Все это… правда. Темная стороны, джедаи. Они настоящие». Упоминается и Сила, приглашая героев (и нас) почувствовать ее. И зрители действительно ее почувствовали, поэтому фильм и стал кассовым хитом. Кто-то может сказать, что это произошло, потому что это картина — продолжение известной истории, но мне кажется, что в какой-то степени именно удачный трейлер способствовал ее успеху: он показал достаточно информации, чтобы вызвать у зрителей интерес, но и не переборщил с ней и не разрушил историю.

Хороший пример трейлера, который показывает мир героя на первоначальном этапе (этапе тезиса) и его потребность измениться, — проморолик фильма Бена Стиллера «Тайная жизнь Уолтера Митти». Он начинается со сцен, которые ясно дают понять: состояние застоя равносильно смерти для главного героя, мы видим, как он существует в этом мире. Герой спасает кошку и моментально заслуживает нашу симпатию, так как мы узнаем, чем он отличается от окружающих: своей мечтательностью, которую другие высмеивают. Это именно то, что ему нужно исправить в своей жизни, и очень скоро герой сталкивается с Катализатором. Трейлер завершается несколькими моментами из этапа «Игры и развлечения», намекая, что протагониста ждет путешествие, которое его изменит — а может быть, оно всего лишь его фантазия? Но сама картина не собрала большую кассу — на Rotten Tomatoes у нее только 51%, а на Metacritic — 54. И тем не менее, рейтинги аудитории — 74% и 7,4 соответственно. Возможно, негативные отзывы критиков помешали привлечь больше зрителей, но те, кто все-таки дошел до кинотеатра, остались довольны картиной.

В «Войне миров» Стивен Спилберг пересказывает классический сюжет, поэтому можно было подумать, что трейлер покажет его ключевые моменты. Все-таки мы все уже знаем эту историю. Но видео сконцентрировалось на протагонисте и его семье, тем самым заставив зрителя гадать, о чем же будет фильм. Герой Тома Круза Рэй показан в своем привычном мире на этапе тезиса. Мы узнаем, что герой разведен, живет отдельно от своих двух детей, ведет себя безответственно. И только, когда мы знакомимся с Катализатором истории и этапом «Размышлений», понимаем, что это история о нападении марсиан, которая повлечет за собой серьезные изменения героя. Нам мельком показывают моменты из этапов «Игры и развлечения» и «Плохие парни наступают», но в фокусе остаются герои, а не спецэффекты. В результате, нам становится интересно, что же произойдет, мы хотим посмотреть историю об этой семье.

Если трейлер сосредоточен на ключевых битах истории, то путешествие героя становится одновременно понятным и интригующим, а во время просмотра самого фильма мы осознаем, чем именно он замечателен — мы с удивлением открываем, что это история об изменении, которая навсегда остается в нашем сердце и в наших мыслях.

www.cinemotionlab.com

 

Добавить комментарий