Танцы в вольфрамовом свете: оператор Роберт Харди о фильме «Из машины»

Роберт Харди («Без компромиссов», «Сломленные») рассказал FilmmakerMagazine, как он выбирал освещение и камеры для фантастической драмы «Из машины», а также какие приемы он использовал для создания атмосферы фильма.

По сюжету фильма «Из машины» режиссера Алекса Гарленда, сценариста фильма «28 дней спустя», программист из крупной корпорации приезжает в расположенный в глуши дом директора компании, чтобы протестировать его последнюю разработку — человекоподобного робота Аву. Цель программиста — провести тест Тьюринга, чтобы понять, сумел ли искусственный интеллект развить человеческое сознание.

Оператору «Из машины» Робу Харди пришлось выполнять похожую задачу — убедить зрителя, что в Аве есть человечность, несмотря на присутствие в ней механических частей.

Действие сценария Алекса Гарленда изначально происходило на Аляске. Почему вы решили провести натурные съемки в Норвегии?

На самом деле Норвегия — одна из самых дорогих европейских стран для съемок. Я не знаю, как производство уложилось в бюджет, но сам процесс был потрясающий. Продюсеры провели множество исследований еще до того, как началась подготовка. Они съездили в Испанию, в разные уголки Европы, даже на Аляску. Они даже искали локации в Шотландии. В конце концов, в Норвегии нашелся весьма сюрреалистичный пейзаж. Чем дальше на север, тем более сюрреалистичным он становился, появлялись огромные возвышающиеся куски скал. Иногда, когда мы на вертолете искали ледники и пролетали над фьердом, мы смотрели вниз и видели что-то, что сначала казалось маленькой лодкой, а потом понимали, что это пассажирский лайнер. Норвежская природа стала нашим пейзажем, который так много значил для истории. Каждый раз, когда мы снимали на природе, мы поручали оператору второй съемочной группы Стюарту Хоуэллу представить себя Авой, представить, что он видит этот пейзаж в первый раз, так что он становился своего рода инопланетным.

fgqe7dwbvrsvsw2iaveb

Помимо норвежских пейзажей, впечатлял также и особняк

Нам посчастливилось встретить норвежского бизнесмена, у которого был дом, построенный знаменитым норвежским архитектором, но он еще не переехал туда. Дом стоял на склоне, который переходил в комнату. Мы долго не думали.

В оригинальном сценарии дом сильно напоминал особняк злодея из Бондианы, который должен заметно выделяться из окружения. Но чем больше мы искали, тем яснее понимали, что гораздо интереснее будет снимать в помещении, которое будет спрятано, будет сливаться с пейзажем. В дополнение к самому дому, недалеко был отель Juvet Landscape. Опять же, он был по-своему встроен в природу, в лес, и стоял недалеко от потрясающей реки, которая текла с гор.

Снимали ли вы верхнюю и нижнюю часть дома по-разному?

Я посчитал, что как верхняя, так и нижняя часть дома должны вызывать схожие ощущения. Я не хотел их по-разному освещать или снимать. Они, конечно, разные — одна открытая, а другая изолированная, — но главным для меня было убедиться, что они связаны друг с другом, а фильм при этом выглядит целостно. Так что и в верхней, и в нижней части дома я использовал вольфрамовый свет, который создает ощущение некой дымки в воздухе.

ex-machina-in-norway

Внушительная часть подземного уровня, в котором расположен рабочий кабинет, спальня и комната Авы, где проводится тест Тьюринга, освещалась при помощи ламп, встроенных в саму съемочную площадку. Какие преимущества есть у подобного типа освещения?

Я всегда предпочитал продумывать съемочное пространство на 360 градусов, а встраивание ламп в декорации позволяет мне это делать. Это помогает не только в съемках, но и в игре актеров. Они могут погрузиться в окружение, что делает происходящее гораздо более реалистичным. К тому же, практически в каждой декорации я стараюсь добавить крышу. Не понимаю, почему в декорациях никогда нет крыши.

Изначально, когда декорации в студии Pinewood только разрабатывались, еще до моего прихода, предполагалось, что в них будут использоваться флуоресцентные осветители. Я не понимал, почему, в восприятии некоторых, флуоресцентное освещение равняется научной фантастике. Вместо этого я вернулся к вольфрамовым лампам, а мой гаффер Ли Уолтерс потратил две недели, переделывая все павильонные декорации, добавляя пластины с лампами на 40 ватт. Все вернулось к регулятору подсветки, так что всегда можно было отрегулировать интенсивность освещения, а также его цвет, таким образом создав окружение, создающее атмосферу сцены. С практической точки зрения это означало, что мы можем снимать очень быстро. К тому же, это придало картинке приятный мягкий оттенок.

Единственным недостатком системы было то, что лампы быстро нагревались. В то самое время царило жаркое английское лето, а Алисия Викандер (исполнительница главной роли) носила серый облегающий комбинезон, тогда как вся команда ходила в шортах. Было просто невыносимо жарко и, наверное, это добавило напряжения.

Если вы хотели получить цветовую температуру вольфрамовых ламп, вы могли просто использовать лампы Kino в креплениях для флуоресцентных ламп, для которых и были разработаны декорации. Почему вы решили использовать большое количество маленьких ламп, а не большие «трубки» Kino?

Как мне кажется, у небольших ламп свет мягче. Если у вас их несколько, и вы достаточно рассеяли их свет, они работают очень специфично. Я не хочу видеть лучи света. Мне интересно видеть, как они излучаются в кадр, а не просто помещены в него. Это похоже на разницу между работами Вермеера и Рембранта. Вы смотрите на картины Вермеера и видите источник света, и в этом нет ничего плохого. Но если вы посмотрите на картины Рембрандта, вам будет сложно сказать, откуда падает свет, но у его работ есть четкое настроение, и мне такой подход кажется более интересным, потому что в нем гораздо больше эмоций. Он не привлекает к себе излишнего внимания. <…>

EXM_D018_02784.0

Расскажите побольше о сцене танца

Это одна из самых веселых сцен, которые мне приходилось снимать. Алекс прекрасно создает семейную атмосферу. Когда мы приступили к сцене танца, наверное, где-то в середине съемок, это было все равно, что выходной. Мы провели весь день, снимая ее. Было снято очень много материала, который вы не увидели. Думаю, когда-нибудь кто-нибудь должен выпустить полную версию этой сцены. Из этого можно сделать самостоятельную короткометражку <…>

Насколько точно кадры были заданы на препродакшне и как много вы определили уже с актерами при блокировке?

Мы рисовали очень мало раскадровок. По большей части это понадобилось для сцены с вертолетом из-за ограничений бюджета, а также сцены драки из-за того, что у нас было очень мало времени на ее съемку. В остальном же мы воспользовались пятью-десятью неделями, которые были выделены нам на подготовку перед съемками. Каждое утро мы с Алексом садились с актерами и пробегались по сценарию, по определенным сценам, а после шли на место съемки, чтобы почувствовать пространство. Каждая сессия с Авой — это длинная сцена, и очень легко было бы сделать их похожими друг на друга, но мы этого не хотели. Должно было быть какое-то чувство развития, и для каждой сцены была продумана разная хореография и способ съемки. Это какие-то незаметные детали, но время, потраченное на блокировку, было бесценно. В этом и заключались наши раскадровки, в каком-то смысле.

Были ли у вас какие-то референсы?

Много чего пришло прямиком из сценария. В сценариях Алекса есть свое видение, так что референсов у нас было немного. Хотя несколько все-таки было, просто чтобы продемонстрировать идею. Например, фотографии Сола Лейтера, нью-йоркского фотографа 1950-х годов. Он многое снимал через окна, и большая часть его работ основана на отражениях. Другой пример — Каземир Малевич, русский художник, работавший с абстрактными геометрическими фигурами и формами. Для меня как раз это и задало тон и способы управления светом и отражениями. Я мог создавать кадры внутри кадра и располагать Аву и Калеба таким образом, чтобы это было не просто красиво, но также передавало определенные ощущения.

Из фильмов мы говорили про «Сталкера» Андрея Тарковского, просто потому, что мы потакали своим прихотям, а также про «Нечто» Джона Карпентера. Я все время возвращаюсь к «Нечто», просто из-за страха и ощущения, что ты не понимаешь, кто есть кто. Зрительские симпатии в «Из машины» также переходят от персонажа к персонажу.

В одном интервью вы сказали, что выбор объектива — это как выбор лучшего друга на ближайшие несколько недель. Почему вы выбрали набор анаморфотных объективов Cooke Xtal Express?

В случае с «Из машины» я выбрал комбинацию Sony F65 и старых объективов Xtal Express, которые я использовал на короткометражке, которую снимал несколько лет назад, а также на паре рекламных роликов. Но на фильме «Из машины» я понял, что это то, что мне нужно. Что мне в них понравилось — это их недостатки. 32-миллиметровый объектив из одного набора может отличаться от 32-миллиметрового объектива из другого.

Многие операторы работали с камерами Sony F65 и Sony F55 на фильмах, финансируемых Sony. «Из машины» — другой случай. Вы протестировалиF65 вместе с ALEXA и Red Epic. Что вас в ней привлекло?

Я обнаружил, что другие камеры, особенно ALEXA, сводили мой выбор объективов на нет, в каком-то смысле. Они не разрушали его, но убирали какие-то маленькие детали, которые мне хотелось бы сохранить. Я не говорю, что одна камера лучше другой, но в случае с «Из машины» думать было нечего. Другие камеры не смогли так «прочитать» объективы, цвет кожи и душу объектов, а это часто отсутствует при цифровой съемке. Большинство зрителей, наверное, даже не заметят этих деталей, однако на подсознательном уровне это создает определенное ощущение.

ava_sitting_h

 

Вместе того, чтобы разместить на одежде Алисии Викандер метки или зеленую ткань, чтобы облегчить работу с графикой на постпродакшне, вы решили снимать фильм как будто бы без графики. Как вы договаривались со специалистами по 3D?

Супервайзер Эндрю Уайтхёрст быстро понял, что для фильма важна эмоциональность. Другими словами зрители должны чувствовать человечность Авы. Поэтому мы решили снимать его так, чтобы не быть ограниченными визуальными эффектами. Мы хотели, чтобы он ощущался как человеческая история. Эндрю не был против наших идей, чего я ни разу не встречал среди супервайзеров.

 

 

Добавить комментарий