Как профессиональные операторы анализируют сценарии перед съемками

Член Американской гильдии операторов Джим Дено («Идеальный голос 2», «Кремниевая долина»,  «Писатели свободы») в рамках образовательного курса CreativeLive поделился своим подходом к разбору сценария.

1. В первую очередь, нужно определиться со стилем фильма: он зависит от жанра и темы.  Необходимо продумать концепцию,  которой вы будете придерживаться на протяжении всего съемочного периода. Это особенно актуально потому, что сцены обычно снимаются не по порядку.

Во время чтения сценария очень просто потеряться в истории и забыть обдумать способ, с помощью которого вы сможете заставить камеру двигаться именно так, как вы хотите.  Необходимо просмотреть сценарий, отметить все проблемы, которые он диктует, и найти способы их решения. Очень важно определиться со стилем изображения и способом его достижения, а также визуализировать каждое изображение.

Дено рассказал, что никогда не анализирует весь сценарий сразу, потому что в противном случае эффективность работы заметно снижается: если вы чувствуете, что начинаете выполнять задачи автоматически, лучше отвлечься на что-нибудь другое.

2. Необходимо продумать строгую систему работы. Она может быть разной в зависимости от фильма,  однако важно, чтобы она была.

По словам Дено, когда он только начинал работать оператором, он пользовался блокнотом и карандашом, где каждая страница была посвящена отдельной локации и комментариям к ней. Сейчас Дено делает то же самое, но в электронном виде.

Вот система его система.

— Одна страница — одно физическое место, указанное в сценарии. Например, «офис» или «крыша офиса».

— На странице указаны все сцены, происходящие в этом месте. Все заметки записаны именно там. Причина подобного подхода в том, что часто локации съемок могут быть совершенно разные, тогда как отвечают они за одно место. Таким образом у оператора меньше шансов запутаться.

— Разделите сценарий на последовательности кадров и акты и решите, требуют ли они разного визуального стиля. Например, последовательность кадров, которая является флешбэком или сном, может потребовать особого фильтра изображения.

— Каждой сцене присваивается номер, указывается, происходит ли она ночью или днем. Рядом размещен небольшой синопсис, а также выделено место для комментариев, адресованных остальным членам съемочной команды.

— Необходимо указать, какое настроение у сцены (при помощи прилагательных), требуются ли для нее какие-то дополнительные эффекты (например, световые), даже если они не указаны в сценарии,  есть ли в сцене движущиеся автомобили и другие детали, требующие дополнительного оборудования.

— Клише появляются тогда, когда вы думаете о результате, а не о процессе. Если вы уделите внимание эмоциям и чувствам, которые должна вызывать та или иная сцена, вы с большей вероятностью придумаете что-то, что вы раньше никогда не видели, и не будете ориентироваться на какие-либо существующие схемы.

В процессе обсуждения Дено несколько раз подчеркнул, что его схема разбора сценария не является единственно верной и каждый оператор волен разработать свой собственный подход.

 

 

Добавить комментарий